Словарь терминов
Словарь технических терминов.
Виброплита – Небольшая площадка с двигателем для выравнивания и
уплотнения небольших слоев асфальта (до 5 см), песка (до 20 см), щебня
(до 10 см). Работает от бензинового или дизельного двигателя.
Используется на небольших площадях до 500 м2 в день. В зависимости от
веса разделяются для дорожного ремонта: от 50-100 кг (асфальт, гравий,
песок) или для уплотнения грунта и обратной засыпки: от 100 кг и выше.
Разделяются на прямоходные и реверсивные (вперед-назад).
Виброрейка – оборудование для разравнивания и уплотнения бетона.
Выглядит, как рейка с двигателем и иногда ручками. Может работать от
электрического или бензинового двигателя. Рейка, выравнивающая бетон
обычно длиной от 1,5 до 6,2, но бывают секционные виброрейки длиной до
12 м.
Вибротрамбовка – «прыгающее» устройство для уплотнения грунта,
песка и щебня обычно для труднодоступных мест: траншеи, фундаменты.
Обладает большой силой удара. Работать только в обуви с железными
носками. Работает от бензинового или электрического двигателя. Обладает
небольшой производительностью по сравнению с виброплитой, но значительно
большим уплотнением. Хороша для уплотнения грунта, глубокой засыпки, а
также для работ в стесненных условиях. Вес обычно 60-80 кг.
Глубинный вибратор – устройство для уплотнения бетона при слое
более 100 мм. Состоит из двигателя (источника вибраций) и гибкого шланга
с наконечником- булавой. Двигатели могут быть электрическими или
бензиновыми. По размеру двигателя вибраторы разделяются на портативные,
которые легко переносятся в руках или в специальном рюкзаке, и
стационарные, которые устанавливаются на пол в зоне работ, а шланг
держат в руках. Шланги бывают от 1 до 6 м. Булава- наконечник
выпускается в размерах: 32 мм, 38 мм, 45 мм, 55 мм. Для небольших работ
подходит 32-38 мм; при больших объемах бетона и мощных вибраторах
используются большие диаметры наконечников. В настоящее время есть
высокочастотные глубинные вибраторы, в которых вместо двигателя
используется преобразователь частоты. Эти вибраторы дорогостоящие, но
удобны в использовании.
Двухроторная затирочная машина – самоходная затирочная машина для
обработки свежеуложенного бетона на больших площадях. Управляется
оператором и может двигаться вперед-назад, влево - вправо. Управление
может быть механическое или гидравлическое с помощью специальных
рукояток. На двухроторные затирочные машины устанавливаются бензиновые
двигатели от 13 л.с. и выше. На модели с диаметром ротора более 1200
мм. устанавливаются дизельные двигатели. Машина имеет 2 ротора
диаметрами от 600 мм и выше. Наиболее популярные двухроторные машины с
диаметром 900 мм без пересечения лопастей. Лопасти могут пересекаться,
но тогда двухроторная затирочная машина может работать только лопастями
(без дисков) на финишной отделке бетонного пола; или не пересекаться,
тогда возможна работа и дисками, и лопастями. Это универсальные машины.
Для хорошей обработки на машинах с диаметром ротора 900 используются
двигатели Хонда GX620 20 л.с. и GX670 24 л.с.. Чем мощнее двигатель -
тем легче производить затирку. Угол наклона лопастей меняется
специальными рукоятками на панели оператора. Одной двухроторной машиной
можно обработать до 500 м2.
Диски, тарелки для затирочной машины – металлические тарелки для
затирки/шлифовки бетонного пола с помощью затирочных машин. Крепятся к
лопастям внизу затирочной машины.
Затирочная машина, бетоноотделочная машина, «вертолет» - машина для
обработки свежего бетона дисками и лопастями и придания поверхности
бетона гладкости. Используются с диском и лопастями. Одна затирочная
машина 900 мм может обработать примерно до 150 м2.
Лопасти, ножи, лезвия для затирочной машины – металлические
лопатки, которые закрепляются на крестовине внизу затирочной машины.
Используются для финишной обработки бетона и крепления дисков.
Мембранообразователи, пропитка, лак – специальная жидкость для
удержания в бетоне воды, придания полу блеска и уменьшения
пылеотделения. Как правило, водная дисперсия акриловой смолы желтоватого
цвета с характерным запахом. Наносится сразу после окончания затирки и
шлифовки бетонного пола. Поставляется в бочках 200 л или канистрах от
10 л. Наносится распылителем или валиком. После нанесения пол постепенно
светлеет, через 2-3 месяца получая равномерную цветовую гамму. Наиболее
распространены материалы: Панбексил, Мастеркур (Мастеркью) 113, 114.
Нарезчик швов, шворезчик, шовнарезчик – устройство для прорезания
швов в бетонной плите, асфальте и на другом основании. Управляются
бензиновым или электрическим двигателями. Различаются по мощности
двигателя и глубине реза. Для асфальта используются нарезчики швов от 5
л.с. и глубины от 50 мм до 150 мм. Для бетона используются двигатели
мощностью от 9 л.с. и глубиной реза до 200 мм. Для аэродромных работ
используются очень мощные нарезчик мощностью от 15 л.с. и выше и
глубиной до 500 мм. Для открытых помещений использовать можно только
бензиновые или дизельные нарезчики. Для резки на нарезчик швов одевается
алмазный диск. Как правило, резка выполняется с водой, которая
поступает из специального бака.
Пистолет для связки арматуры – специальное устройство,
позволяющее за 1 секунду связывать пересечение арматуры проволокой.
Работает от аккумуляторов. Значительно повышает трудоемкую работу по
связке арматуры.
Правило – алюминиевый брус или профиль прямоугольного сечения с
ручкой или без нее для выравнивания бетона или раствора. Правило с
ручкой используется для контрольного выравнивания бетона
(корректирования), что особенно важно для суперплоских полов.
Реверсивная виброплита – виброплита, которая может двигаться вперед-назад посредством переключения рычага направления движения без разворота плиты.
Рельсформа, комбиформа – жестяной профиль с пластиковой планкой
вверху, который служит направляющей для укладки бетонных полов.
Устанавливаются на специальные винты или раствор под отметку чистового
пола. Служат также «холодным» швом. Через отверстия в профиле можно
продевать арматуру.
Стальная фибра – кусочки стальной проволоки или тонкие пластинки
из стального листа толщиной 0,3-1 мм и длиной от 3 до 8 см. Используется
для армирования бетонных полов (плиты пола). Средний расход на 1 м3
бетона от 20 до 40 кг. Может использоваться как самостоятельное
армирование в случае наличия хорошего уплотненного основания или по
монолитной бетонной плите (расход 30-40 кг), или как добавка к
существующему армированию для снижения трещин (расход 20-30 кг/м3). Она
засыпается в миксер за 15 минут до выгрузки. Поставляется в коробках или
пакетах по 20-25 кг.
Тележка для топпинга – специальное устройство для рассыпания
упрочняющей смеси и других материалов на поверхность пола. Состоит из
бункера для материала (емкость от 50 до 100 кг), колес, рукоятки с
дозатором и иногда специального барабана. В процессе движения из бункера
через барабан рассыпается упрочнитель, количество которого можно
изменять рукояткой дозатора. Упрочнитель, таким образом, рассыпается
равномерно одинаковыми слоями. Это особенно важно при цветных топпингах
для достижения равномерного цвета.
Топпинг – сухая упрочняющая смесь для обеспылевания бетонных
полов. Используются только на свежий бетон. Смесь состоит
кварца/корунда/металлической крошки и другого мелкого заполнителя,
камней и цемента с пигментом. Рассыпается на бетон с помощью тележки для
топпинга или лопаты. Расход от 3 кг до 8 кг. Наносится в один-два
приема. Сверху покрывается мембранообразователем-лаком.